вторник, 29 марта 2011 г.

О настольных играх

Сегодня был очень оригинальный вечер игры в Dominion.
В 4ром мы играли 3 матча, все 3 раза я проиграл, все 3 раза был на последнем месте. И, что самое шокируещее, все 3 раза набрал ровно по 19 очков. Такое со мной, да и вообще в нашей пати впервые.
Шокирует то, что я впринципе вообще редко не выигрываю, а уж на последних местах быть - нонсенс. Но, видимо, сегодня был не день Бэкхема (с)

В моей коллекции достаточно много настолок, расскажу я вам о самых из них популярных и на мой взгял интересных.

Собственно доминион.
Недавно локализованная настолка, в комплекте 500 карт (7 из них запасных).
Механика и суть игры - колодостроение, оно же Deck Building.
Суть ее такова - у вас есть небольшая колода (из 10 карт), благодаря которой вы покупаете деньги (ага, для покупки денег нужны деньги), карты действий, победные очки, добавляя всё это в свою колоду. С каждым ходом ваша колода всё растет и растет, в ней появляется больше денег, действий, победных очков. Цель игры - набрать поболее победных очков. Но не все так просто.

У вас есть стартовая колода, в которой 7 карт по 1 монетке(медь) и 3 карты по 1 победному очку (поместья)- итого 10 карт. Вы ее тщательно перемешиваете и наберете 5 карт.Это ваша рука.
Что с этой рукой можно делать? В игре 3 фазы:
1)Фаза действий - в нее вы можете играть ОДНУ карту действий
2)Фаза покупки - в нее вы можете купить ОДНУ карту
3)Фаза сброса - в нее вы отправляете в СВОЙ сбор все карты, которые вы играли в этот ход, и все, что осталось у вас на руке. После сброса из своей колоды набираете в руку 5 карт.
Я специально подчеркиваю некоторые слова, так как в них заключаются ключевые аспекты игры.
Собственно, что можно делать со стартовой рукой? В ней могут быть денежки, могут быть победные очки. Карт действий там в самом начале нет, инфа 100%, так что первую фазу, фазу действий, вы пропускаете. Во вторую фазу вы можете что-то купить.
Все карты имеют какую-то цену. Самая дешевая - медь, она стоит 0. Глаза загорелись? Но не забывайте, у вас в ход всего одна покупка. Если у вас достаточно денег, то можно купить, например, серебро, которое в будущем будет довать вам 2 денежки, а стоит оно 3 денежки. Так же можно купить какие-нибудь карты действий.
Постойте, а какой смысл тратить 3 денежки на серебро, которое дает 2 денежки? Дело в том, что ваши карты не уходят вникуда. Они попадают в ваш сброс, но на этом их жизнь не заканчивается. Через время ваша колода закончится. И в следующий раз, когда вам надо будет брать карты из колоды, вы берете свой сборс, перемешиваете его, переворачиваете рубашкой вверх и он превращается в вашу новую колоду, из которой вы, собственно, и будете набирать себе новые карты. Таким образом то, что вы до этого играли, тратили, покупали снова сможет попасть к вам в руку.
Что такое карты действий? О, их достаточно много. В базовом наборе - 25 разных карт действий , каждой по 10 штук, итого 250. Что они дают? Много чего. К примеру, Лаборатория дает вам "+2 карты, + 1 действие" - играя эту карту вы тут же берете из своей колоды в руку 2 карты и имеете право играть еще одну карту действий. Таким образом у вас в этом ходу не одно действие, а уже два. Аналогично ей карта "Лесоруб" дает "+1 покупку", это значит что в фазу покупки вы сможете купить не 1 карту, а уже 2, если конечно хватит денег. Есть еще и боевые карты, именующиеся "Действие - Атака", они мешают вашим соперникам, то проклиная их, то заставляя сбрасывать карты с руки.
Вот примерно как проходит игра - вы что-то покупаете, отправляете в сброс, берете новую руку, опять что-то покупаете, затем мешаете сброс и (скорее всего) получаете то, что недавно купили - новые денежки и\или карты действий. Таким образом происходит колодостроительство.
Цель игры - нахапать побольше победных очков. Но нюанс в том, что сами карты П.О. бесполезны. Представьте, пришло к вам на руку 5 таких карт, и что вы с ними сделаете? Ничего, они до конца игры абсолютно ничего не дают. В том и нюанс, что надо чувствовать, в какой момент покупать деньги,в какой карты действий, а в какой победные очки.

Игра достаточно динамичная и имеет 2 очень приятных плюса - 1)у нее большой реплей-рейт, т.е. реиграбельность - игра очень сильно зависит от того, какие вам выпали 10 видов карт действий (а они выбираются рандомно),  2)до конца игры впринципе (если пристально не считать победные очки других игроков) не известно, кто же победил, так что интерес сохраняется до самого конца.

Игра, в которую играло подавляющее большинство настольных геймеров- Манчкин.
Изначально эта настолка вышла, как пародия на ролевые игры, но сейчас это уже огромная серия из более чем десятка различных сэтов и кучи к ним дополнений.
Манчкин - типичная карточная игра, в которой "вам предстоит убивать монстров, хапать сокровища и подставлять друзей" (с)
В игре есть 2 типа колод - двери и сокровища.
За дверьми скрываются разные события - монстры, с которыми прийдется драться, проклятия, ловушки, а так же разные другие вкусности, которыми можно пользоваться позднее. Карты сокровищ - это то, что вы тащите, когда побеждаете монстров. Там множество шмоток, как одноразовых (типа зелий, свитков) так и эквипа, который вы сможете напялить на своего персонажа.
Цель игры - первым набрать 10й уровень.
Собственно, как проходит игра. Стоят 2 колоды - двери и сокровища, каждый берет по 2 карты из обеих колод.
Что там может быть?
В дверях :
-монстры. Если они пришли к вам на руку, то впоследствии вы сможете либо сами с ними подраться, либо подкинуть их другому игроку, чтобы ему подгадить
-карты Класс и Рас. Как и в любой ролевой игре, в манчкине есть и то и другое. В базовом наборе вы можете быть Воином, Волшебником, Вором и Клириком, а так же Эльфом, Халфлингом, Дварфом и собственно человеком (это когда нет никаких рас). Классы и расы дают разные бонусы, способности, которыми вы будете пользоваться
-различные одноразовые карты - к примеру усилитивающие или ослабляющие монстров,  прогоняющие или наоборот клонирующие их
-ловушки и проклятия, которые будут мучить и тиранить вас.
-еще много чего
В сокровищах могут встретиться
-эквип под соответствующие слоты - оружие, броники, головняки, обувка, а так же другие виды эквипа - разные колечки, сережки, приставные руки, запасные крылья и тому подобное
-одноразовые бутылки\свитки\зелья, дающие разные бонусы
-одноразовые карты, похожие на те, что из двери - усиляющие\ослабляющие монтров, прогоняющие их и так далее
-карты "получи уровень"
-многое другое.
Собственно, получив 4 карты в начале игры, вы, если можете - экипируете что-то, получаете какой-то класс, короче все, что позволяют вам эти 4 карты. А далее открываете первую в своей жизни дверь.
Если там монстр, то вам нужно с ним драться. Как? У монстра есть уровень. У вас тоже. По дефолту все игроки начинают 1го уровня. А монстры могут быть от 1 до 20го. Что делать, если выпал сразу монстр, скажем, 9го уровня? Во-первых, вам помогут шмотки, которые вы на себя уже напялили- они дают разные бонусы к вам и вашему уровню. Возможно, у вас есть одноразовые карты, усиляющие себя или ослабляющие монстра. Если этого недостаточно, можно попросить одного из игроков помочь вам в бою, предложив ему в награду часть из сокровищ, которые оставит дохлый монстр. Если ваших сил хватило, монстр убить, вы получаете 1 лвл (за сильных монстров 2), и какое-то количество сокровищ. Если же сил не хватило, то пытайтесь Смыться - бросайте кубик, по дефолту надо выбросить 5 или 6, тогда вы убежали. Если же нет, монстр над вами творит Непотребство, написанное на его карте. Непотребств великое множество, от банальных "потеряй шмотку, потеряй уровень", до достаточно экзотических "отдай соседу слева одну карту, и еще одну соседу справа".
Помимо монстра за дверью может быть проклятие, которое тут же на вас сработает, либо какие-то другие карты, которые вы тут же забираете на руку.
Если в первой двери был не монстр, то вы можете либо вытащить монстра из руки и подраться с ним, либо взять вторую карту двери и вне зависимости от того, что там, оставить ее у себя на руке. На этом ход окончен.
Так игра и идет - люди открывают двери, дерутся с монстрами, хапают сокровища, получают классы, расы, уровни, напяливают шмотки, гадят друг другу активно, то подбрасывая монстров, то просто усиляя других или ослабляя самих игроков. Кстати, 10й уровень (за очень небольшим исключением) можно получить ТОЛЬКО убив монстра. Всякие там карты "получи уровень" для этого не годятся.
В манчкина мы играем очень часто, хоть он и надоел уже порядком. Но реиграбельность у него просто запредельная.

Колонизаторы - очень очень старая (1995г), но все еще актуальная и интересная стратегия на 2-4 человека о заселении острова Катан.
Механика такова - существует остров, состоящий из гесков (шестиугольников) леса,гор,пастбищ,полей, холмов. На каждом из гексов есть цифера, от 2 до 12.
Игроки в начале игры расставляют свои поселения на углах гексов, пристраивая к ним по 1 дороге. Далее начинается игра. В начале хода игрок кидает два кубика, суммирует цифры и смотрит на поле в поиске гексов с такими цифрами. Если на углах гекса с такой цифрой стоит чье-то поселение(не обязательно того, кто кидал кубик), то этот игрок(хозяин поселения) берет соответствующий тип ресурсов. К примеру - на кубиках выпало 3 и 5, итого 8, находим гекс с цифрой 8, это пастбище, на одном из его углов стоит поселение красного игрока. Карсный игрок берет себе 1 ресурс - овцу. Лес приносит бревна, горы - камни, пашни - пшеницу, холмы - кирпичи. Всё это используется для строительства и развития.
В базовой игре можно строить поселения (1 бревно, 1 кирпич, 1 овца, 1 пшено), улучшать поселения до городов (2 пшена и 3 камня), прокладывать дороги (1 бревно 1 кирпич) и покупать карты развития (1 камень, 1 пшено, 1 овца) , дающие разные плюшки и просто победные очки.
Цель игры - набрать 10 победных очков, которые даются за поселения (1ПО), города (2ПО) и некоторые карты развития.
Чем больше игроков, тем больше конкуренции - ведь строить поселение\город можно только на расстоянии 2 от соседнего (не важно, чье оно - твое или других игроков), и со временем места не будет хватать. Да к тому же, чтобы построить поселение, сначала он предыдущего нужно проложить дорогу, а чужой дорогой пользоваться нельзя, она отрезает путь к дальнейшему развитию.
Игра достаточно медленная, сильно зависит от кубиков, но вцелом мне очень нравится.
Каркассон - еще одна старая, но увлекательная настолка, имеющая кучу дополнений и новых частей. Большой пост с подробным рассказом о ней можно почитать тут. Я же расскажу вкратце.
Начинается игра с того, что в центре стола лежит одна единственная карточка - на ней нарисован кусок замка, дорога и поле. У игроков нет ничего, кроме 7 фишек. Первый игрок берет из стопки карточек еще одну и пытается ее пристроить к лежащей на столе, делает он это по принципу мозаики - если у него карточка с дорогой, то он кладет ее со стороны дороги, если с замком, то со стороны замка, и так далее. После того, как он положил карточку, он имеет право поставить на нее свою фишку.
Зачем это делается? В дальнейшем мир будет расширяться, будут строиться дороги, замки, расширяться поля. Так вот фишка, стоящая на замке, принесет владельцу по 2 очка за каждую карточку с замком, когда он (замок) будет завершен. То же самое с дорогой - за каждый кусок дороги игрок получит по 1 очку. С полями все гораздо сложнее.
Нюансы в том, что
1)фишку можно ставить только на ту карточку, которую ты только что положил
2)фишку просто так нельзя снять\забрать\переставить, она будет лежать, пока не будет завершен элемент, на котором она лежит (если она на дороге, то пока дорога с обоих сторон не упрется в замок\деревню, если на змке, то пока замок не будет достроен)
3)если уже существует какой то элемент (например длинная дорога, но еще не завершенная), и на ней лежит чья то фишка, то даже если другой игрок пристроит еще кусочек дороги, на него он уже не сможет положить свою фишку, так как дорога занята другим игроком.
Так игроки создают огромную карту мира, расставляя на ней свои фишки, захватывая разные участки, получая очки.
Очень быстрая (20-30 минут) и увлекательная настолка:)


В моей коллекции еще множество настолок, возможно я расскажу вам о них в другой раз:)

1 комментарий:

  1. Привет :)
    Ты в основном ЖЖ оставляй ссылки на блогпост :)

    ОтветитьУдалить